Новости
Группа
Музыка
Фото
Видео
Афиша
Пресса
Гостевая
Контакты


          
 
 

"Жажда!" - рецензия Music KM.RU


Исполнитель: MORDOR
Название: «Жажда!»
Стиль: Индастриэл дэнс-метал
Год выпуска: 2010


Изначально участники группы MORDOR всерьез (?) заявляли, что они – мутанты с Новой Земли, умученные радиоактивными отходами. Глядя на диковинные костюмы и осторожно пробуя на язык странные псевдонимы музыкантов, одни слушатели скептически хмыкали, другие же пытались напряженно понять, стоит ли за этим антуражем-эпатажем что-либо серьезное.

Старт коллектива был ярким и внушительным. В дебютном альбоме «Гламур, гламур» нашлось немало социально ориентированных песен, вскрывающих непотребство гламурного образа жизни, фитнеса и светских тусовок. При этом музыканты не агитировали и не кликушествовали, а бесстрастно выявляли именно духовную несостоятельность перечисленных явлений. Прибавьте к этому вылизанный (но не прилизанный) дэнс-металлический саунд, выверенный в крупнейшей западной студии, и запоминающиеся шоу, которые «мутанты» демонстрировали буквально на каждом концерте…

Проводимые музыкальными критиками параллели с западными «тяжелыми» группами и сравнения текстов «Мордора» с песнями «Алисы», «Наутилуса» и «Ва-Банка» мало что объясняли. Не больше ясности вносили и условные маркеры типа «русский Rammstein» или «отечественная версия Lordi». В итоге стало ясно, что перед нами уникальное явление, рок-театр, уходящий своими корнями в средневековые ярмарочные представления об аде и воплощающий заветные грезы авангардистов начала прошлого века о концептуальном цирке, синтезирующем разные виды искусств и шаманские практики. 
Ко второму альбому группа, по идее, должна была определиться, продолжит она беспрерывно дурачиться и куражиться или же сквозь личины карающих монстров начнут проглядывать человеческие черты. И, похоже, «Мордор» действительно определился! На диске «Жажда!» гораздо больше исповедальных песен и серьезных размышлений от первого лица, нежели в первом альбоме. Хотя высказываний на злобу дня тоже хватает. Связующей нитью между обеими работами служит песня с интригующим названием «Зона безопасности миров». Во внятности позиции «Мордору» не откажешь:

Жители эпохи ширпортеба, Вы не замечали за собой – Если раньше вас манило небо, То теперь комфортней под землей?!

Альбом «Жажда!» содержит некую историю безумных ночей. Начавшись со строчки «Эти проклятые ночи», он завершается фразой «эти лихие ночи». Понятно, что ночь здесь является не только временем суток, но и воплощением теневых сторон личности. Сценический балаган «мордорцев», их необычный грим окончательно перестают восприниматься как самоцель. Теперь этот антураж становится метафорой «темного» альтер-эго, в той или иной степени присущего каждому человеку.

Экспозиция альбома – суровая и вязкая дум-металлическая баллада «ПрОклятые ночи». Это история чьей-то затяжной депрессии, которая изматывает душу, лишает сна и покоя. Но как далека песня от привычного радиоформатного нытья нынешних мейнстримовых групп! В самый кульминационный момент оттуда ни возьмись всплывает строчка «сказка с счастливым концом», намекающая на некое внезапное спасение свыше. По настроению с «ПроОклятыми ночами» схожа «Песня для…», звучащая, как сильно утяжеленный Hi-Fi. Финал песни самоироничен и вступает в противоречие с предшествующими ему скорбно возвышенными строчками.

Разумеется, не мог пройти «Мордор» и мимо традиционной для столичных рок-музыкантов темы московского ночного тусовочного оттяга. Залихватскому куражу посвящены «Банзай», «Форсаж» и «Мясорубка». А дерзкий «Марш сорвиголов» запросто могут делать своим гимном «выездные» фанаты любой популярной группы – будь то «Алиса», Lumen или, допустим, Tracktor Bowling.

MORDOR по-прежнему крайне внимателен к нюансам. В плясовой «Жажде» поверх увесистых гитар звучит легкомысленная волынка Сергея Клевенского. Логично, что песня, повествующая о потреблении темных горячительных напитков (черная финская водка или британский эль?), звучит то ли в духе группы Finntroll, то ли маскируется под пьяный ирландский танец. В брутальной «Зоне безопасности миров» на передний план выходит грозно вышагивающий рельефный бас Омбре Пахаро, отсылающий к знаменитой песне I.F.K «Moscow City». В «Привале странника» слышится погребальный бой колоколов и заупокойное пение хора. Сочный низкий голос фронтмена Оркуса служит во всех песнях дополнительным инструментом. Нередко вокал подчеркивает ироническую подоплеку некоторых песен. Очень уморительно, например, слышать, с какими потешными интонациями Оркус поет в «Форсаже» об увенчанном «самоварною трубою» гоночном мотоцикле.

Отличительная черта альбома «Жажда!» - обращение участников «Мордора» к крупным музыкальным формам. Настоящей рок-оперой в миниатюре представляется эпический «Город» – пожалуй, самая пронзительная песня об аде во всей нашей музыке. Пейзажи преисподней прочерчиваются мрачным трип-хоповым басом и замогильным воем и хрипом Оркуса. В самые напряженные моменты вступает веский удар по черным клавишам рояля и утробный рев трубы Судного дня. Плач ангелов по погибшим душам изображают оркестровые вкрапления. Центральное место в «Городе» занимает музыкальная цитата из «Подмосковных вечеров», придающая песне совершенно новое измерение. С одной стороны, возникает представление о Москве как о грандиозной преисподней. С другой – Подмосковье – это все-таки еще не сама Москва, а ее окрестности. А значит, спасение из ада пока оказывается возможным.

«Город» самодостаточен, но не все песни «Жажды!» обретают завершенность вне костюмированных выступлений группы сетов и визуального ряда. Положение спасает добротный буклет альбома, гарантирующий его обладателю захватывающее путешествие по инфернальному «Диснейленду». Еще непонятно, что здесь страшнее – глубокая огненная воронка в окрестностях ночного города или бесцветные глаза обывателей, коротающих вечера и ночи у экранов своих телевизоров. Рядом с текстом «ПрОклятых ночей» изображен рыдающий клоун, бессильно склонивший голову перед кулисами. И тут замысел музыкантов становится кристально ясен. Новый альбом – это жажда монстров, пробудившихся посреди беспросветной ночи… Жажда подлинного человеческого бытия.
 
 
Денис Ступников
 
15.04.2010         Источник - Музыка KM.RU
 
< Пред.   След. >